Характеристика контингента воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Основной структурной единицей МБДОУ № 84 является группа воспитанников дошкольного возраста.
В настоящее время в МБДОУ функционирует 5 групп общеразвивающей направленности: 1 группа раннего возраста (с 2 до 3 лет), 2 группы младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет), 1 группа среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет), 1 группа старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет).
Используемые программы
Образовательная деятельность в МБДОУ № 84 построена в соответствии с:
- требованиями ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. № 273
- ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")
- Приказ Минпросвещения РФ от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"
- Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 20 мая 2015г. № 2/15).
По своему организационно-управленческому статусу образовательная Программа МБДОУ № 84 обладает модульной структурой и основывается на принципах ФГОС ДО. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, – и часть, формируемую участниками образовательных отношений, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников. Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей коррекцию и профилактику речевых нарушений детей с недоразвитием речи, адаптацию и социализацию детей с особенностями развития.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
- психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
- особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
- особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
- способов и направлений поддержки детской инициативы,
- особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Программа содержит описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей, включенных в организационный раздел.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы дошкольной организации. Система оценивания качества реализации Программы направлена на оценивание созданных МБДОУ условий внутри образовательного процесса.
Перечень программ, обеспечивающих реализацию обязательной части и части программы, формируемой участниками образовательного процесса
- "От рождения до школы" под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
- "Физическая культура в детском саду" Пензулаева Л.И.
- "Ознакомление с природой в детском саду" Соломенникова О.А.
- "Познавательно-исследовательская деятельность" Веракса Н.Е., Галимов О.Р.
- "Развитие речи в детском саду" Гербова В.В.
- "Формирование элементарных математических представлений" Помораева И.А., Позина В.А.
- "Конструирование из строительного материала" Л.В.Куцакова
- "Изобразительная деятельность в детском саду" Комарова Т.С.
- "Гармония" Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г.
- "Малыш" Петрова В.А.
- "Этические беседы с детьми 4-7 лет" Петрова В.И., Стульник Т.Д.
- "Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании" Комарова Т.С.
- "Гимнастика и массаж для самых маленьких" Голубева Л.Г.
- "Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет" Веракса А.Н.
- "Развитие познавательных способностей дошкольников" Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л.
- "Развитие творческого мышления. работаем по сказке" Шиян О.А.
- "Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет" Борисова М.М.
- Парциальная программа "Юный эколог" Николаева С.Н.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанниками строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.
В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит принцип сотрудничества и взаимодействия, позволяющие решать следующие задачи:
- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- приобщение к участию в жизни детского сада;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- повышение их педагогической культуры.
Для решения поставленных задач используются следующие формы и методы работы с семьей:
- формирование единого понимания педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его эффективности;
- индивидуальное или групповое консультирование;
- просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
- установление партнерских отношений;
- анкетирование;
- опрос;
- беседы с членами семьи;
- педагогическое просвещение родителей;
- общие и групповые родительские собрания;
- почта доверия, телефон доверия;
- совместные досуги;
- анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;
- ведение страничек для родителей на сайте МБДОУ.
Кроме основных форм работы, осуществляется постоянное взаимодействие родителей и сотрудников детского сада в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; ознакомления родителей с информацией, подготовленной педагогами, об их детях; посещения родителями для наблюдения ими деятельности ДОУ («Дни открытых дверей»); неформальных бесед о вопросах воспитания и развития детей или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем.